АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ   РУС|ENG
 

Международная программа «Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»

Россия и АТЭС

Россия была принята в АТЭС 1998 году, а заявку она подала еще в 1995 году, когда форум был на подъеме, а входящие в него страны демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии.

В то время экономика России переживала не лучший период. По этой причине первые годы членства в АТЭС российское участие в деятельности форума было не слишком заметным, даже, несмотря на то, что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА) - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион.

В ноябре 2000 г. президент России одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)» и положения «Концепции внешней политики Российской Федерации», в частности, предусматривающие возрастающее значение Азии во внешней политике России как евроазиатской державы.

С тех пор Россия последовательно наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС. Обильным на события, связанные с российским сотрудничеством с АТЭС стал 2002 год.: в мае в Москве прошел Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства, в августе - заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, 4—7 сентября во Владивостоке состоялся Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС, а 9—12 сентября там же - Третья инвестиционная ярмарка АТЭС. А в 2005 г. во Владивостоке состоялось ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.

Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов. Эта тенденция проявилась еще в 1999 г., когда на саммите в Окленде было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, и была закреплена в 2001 г., когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм.

На саммите в Сантьяго в 2004 г. Россия совместно с США «протолкнула» инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.

Кроме того, Россия выступила одним из инициаторов создания в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.

Впрочем, Россия выступала и с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан Диалог по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формирования новой энергетической конфигурации в АТР и, прежде всего в Восточной Азии путем создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.

Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.

Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2008 году столкнулся мир, и который отвлек внимание от других тем. Борьбе с кризисом был, в основном, посвящен саммит 2008 г. в Лиме.

Однако и спустя год главной темой очередного саммита 2009, на этот раз в Сингапуре, стал кризис и его преодоление. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. В настоящий момент во Владивостоке осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные — это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. Однако не менее важной, чем сооружение объектов инфраструктуры, является содержательная часть мероприятия, включая все аспекты экономических и политических отношений.