Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства (РАБИП) общественная общероссийская организация
Об аналитическом центре

Описание услуг центра

Аналитика

Малый бизнес

Налоговое
    регулирование


Пенсионная реформа

Система образования

Предложения и рекомендации
по проведению пенсионной реформы

Замечания по общим принципам пенсионной реформы

1. Успешной пенсионная реформа может быть лишь при условии ее комплексного осуществления во взаимосвязи с решением других социально-экономических проблем государства. В частности, пенсионная ре- форма не принесет желаемых результатов, т.е. не обеспечит приемлемого уровня жизни пенсионеров, если не будет проведена реформа всей сферы распределительных отношений, прежде всего оплаты труда. Очень тревожной является тенденция усиления дифференциации доходов. Обеспокоенность вызывает и демографиче- ская ситуация: сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, что, естественно, недоста- точно для обеспечения необходимого поступления финансовых средств в Пенсионный фонд. Из всего этого сле- дует то, что работники, чья заработная плата находится в пределах прожиточного минимума (около 40 % всех работающих), не смогут заработать пенсию, покрывающую прожиточный минимум.

Сохранение базового принципа, на котором ныне строится пенсионная система России (адекватность вы- плат из этой системы реальному финансовому вкладу гражданина в нее), требует всестороннего учета социаль- ных последствий дифференциации населения по размерам получаемых пенсий.

2. Выбранная модель пенсионного обеспечения в современных российских экономических условиях несет в себе высокие риски для пенсионных денег населения в самой чувствительной их части — в доступных для управления накопительных счетах обязательного пенсионного страхования. Инвестиционные портфели негосударственных фондов сформированы достаточно рискованно. По оценке экспертов, векселя в них составляют 15—20 %, акции и корпоративные облигации — до 40 % активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), и лишь оставшаяся часть содержимого портфелей инвестирована в государственные ценные бумаги (считающиеся наиболее надежными) и банковские депозиты. Риски связаны и с самим распределением активов частных пенсионных фондов, поскольку для пенсионного рынка характерна чрезмерная концентрация капитала.

На этом рынке доминирует небольшая группа отраслевых НПФ, связанных с крупнейшими компаниями (экспортерами газа и нефти, предприятиями энергетики, транспорта и телекоммуникаций). Пять крупнейших НПФ формируют около 70 % всех инвестиций пенсионной отрасли. НПФ — очень мелкие финансовые институты. На «разогретом» пенсионном рынке в условиях сохраняющейся зависимости экономики страны от экспорта сырья, высокой вероятности всплесков инфляции и финансовых кризисов могут быть повторены проблемы вкладчиков и акционеров 1990-х годов.

Государство должно осторожно двигаться на пути пенсионной реформы, в большей мере сохраняя свою ответственность за пенсионные деньги (например, путем введения государственного страхования инвестиций с накопительных счетов населения в пенсионных фондах, эмиссии 10—20-летних государственных ценных бумаг, индексированных по уровню инфляции, для вложения в них пенсионных денег).

Не меньшее значение должна иметь диверсификация механизмов инвестирования пенсионных средств. Необходимо обеспечить расширение инструментов, находящихся в распоряжении владельцев накопительных счетов. Целесообразно рассмотреть возможность открытия за счет обязательно отчисляемых в пенсионные фонды средств пенсионных счетов в Сберегательном и других крупных банках с условиями, позволяющими производить из них пенсионные выплаты.

3. Пенсионная реформа должна быть прозрачной. Гражданин, выходящий на пенсию, должен получить сведения о денежной сумме, накопленной на его индивидуальном счете. Совершенствование персонифицированного учета граждан и достижение точности учета пенсионных взносов, заплаченных за конкретного застрахованного, должны рассматриваться как важная социальная составляющая пенсионной реформы.

4. Успешное проведение пенсионной реформы связано с информированием граждан по вопросам, возникающим в ходе ее осуществления. Темпы преобразований в области пенсионного обеспечения зависят не только от того, как быстро будут приняты законы, но и от того, насколько быстро граждане будут готовы воспользоваться теми правами, которые им предоставляет новое законодательство. Сегодня пенсионная реформа, состоявшаяся на бумаге, к сожалению, мало известна широким слоям населения. Между тем уже со следующего года граждане получают право переводить накопительную часть своей пенсии в негосударственные пенсионные фонды, выбирать управляющую компанию. Исполнительной власти необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу. Следует предусмотреть такие средства массовой информации (особенно в регионах), которые обеспечили бы двустороннюю связь между гражданами и организациями, занимающимися проведением пенсионной реформы.

Предложения о внесении поправок в законы о трудовых пенсиях

Рекомендации по уточнению отдельных положений действующего законодательства