По итогам круглого стола, организованного для оказания помощи членам Делового Совета АТЭС в разработке рекомендаций по структурным реформам для министров финансов АТЭС
В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион находится на перепутье. Растет давление на экономику, чтобы ускорить ее переход к устойчивым экологическим, социальным и управленческим структурам. Продолжающаяся революция в области данных и цифровых технологий, выдвинутая на первый план COVID-19, заставляет предприятия, правительства и потребителей значительно трансформировать свои операционные модели. В отличие от Европы, где существует наднациональная структура, экономики Азиатско-Тихоокеанского региона реагируют на эти вызовы с помощью внутренней политики с очень ограниченной координацией. Усугубляемые недавними конфликтами, которые угрожают создать конкурирующие международные экономические, регуляторные и рыночные механизмы, силы экономической фрагментации одержали верх над стремлением АТЭС к региональной интеграции.
Эта новая реальность наложилась на продолжающиеся усилия АТЭС по продвижению структурных реформ. Структурные реформы определяются как меры, направленные на изменение структуры экономики, а также институциональной и нормативно-правовой базы, в рамках которой действуют предприятия и отдельные лица, с целью обеспечения возможности сбалансированного раскрытия потенциала экономического роста. Структурные реформы, направленные на воздействие на предложение в экономике, обычно нацелены на одну или несколько из четырех областей: товарные рынки, рынки труда, рамочные условия и торговые барьеры.
Призывы к структурным реформам в регионе звучат все громче, поскольку эра быстрого роста сменилась периодом более скромного роста или, в некоторых случаях, стагнации, часто вызванной экономическими кризисами. Утверждалось, что в основе этой нынешней экономической реальности лежит ухудшение потенциальных темпов роста во многих странах, что проявилось в неспособности центральных банков эффективно проводить денежно-кредитную политику для содействия восстановлению после глобального финансового кризиса. Структурные реформы могут решить эту проблему путем восстановления производительности.
Опыт структурных реформ во всем мире выявляет множество проблем, с которыми сталкиваются такие усилия, и факторы, влияющие на их жизнеспособность. К ним могут относиться, помимо прочего, налогово-бюджетная политика (например, фискальная консолидация или расширение), денежно-кредитная политика (например, высокие или низкие процентные ставки), политическая среда (например, сроки выборов, большинство в законодательном органе, политическая ориентация руководства), экономическая среда (например, стабильность, рецессия, безработица) и внешние факторы (например, программы финансовой помощи). Исследование, проведенное Европейским центральным банком (ЕЦБ) о влиянии различных факторов на структурные реформы в зоне евро, показало, что страны, как правило, с большей вероятностью проводят такие реформы в условиях рецессии, высокого уровня безработицы или низкого потенциала роста.
Экономике региона удалось избежать рецессии во время пандемии благодаря энергичным мерам фискальной и денежно-кредитной политики правительств. Тем не менее, возникшие в результате этого рекордные уровни государственного долга, сложная бюджетная ситуация и сильно раздутые балансы центральных банков в настоящее время ограничивают возможности большинства правительств по предоставлению дополнительных стимулов или реагированию на новые кризисы. Теперь они также сталкиваются с инфляцией, вызванной факторами со стороны предложения, такими как влияние пандемии и геополитического конфликта на глобальные цепочки поставок и цены на продукты питания и энергию. Эти факторы в сочетании с повышенным уровнем безработицы и низким потенциалом роста придают новую актуальность призыву к структурным реформам, которые необходимы региону для достижения устойчивого экономического подъема и будущего роста.
Хотя с 2004 года АТЭС неуклонно продвигает структурные реформы, все согласны с тем, что необходимо сделать еще больше. В своем заявлении о структурной реформе АТЭС от 2021 года PECC подчеркнула выводы своего опроса о том, что среди экспертов по вопросам политики существует широкое мнение о том, что после глобального финансового кризиса было проделано недостаточно работы над структурными реформами в экономике региона. В своем отчете Министерскому совещанию по структурным реформам АТЭС Деловой Консультативный Совет подчеркнул настоятельную необходимость структурных реформ, направленных на решение неотложных задач восстановления после COVID-19, а также среднесрочных задач реагирования на технологическую эволюцию и изменение климата.
Необходимо найти пути решения этих проблем путем определения приоритетных областей (особенно тех, которые связаны с продвижением устойчивого развития и инклюзивной цифровизации), которые могут быть в центре внимания согласованных действий экономик АТЭС в сотрудничестве с другими соответствующими заинтересованными сторонами, включая бизнес. Принимая во внимание миссию АТЭС по содействию региональной экономической интеграции посредством свободной и открытой торговли и инвестиций, дискуссии были в том числе сосредоточены на том, как можно проводить структурные реформы в этих приоритетных областях таким образом, чтобы увести регион от фрагментации к большему трансграничному взаимодействию.