Несмотря на значительный прогресс в цифровых технологиях, торговое финансирование (и торговля в целом) по сей день остается в основном бумажным и ручным процессом. Отсутствие единых стандартов для торговых документов в различных экономиках представляет собой серьезную проблему, поскольку препятствует использованию таких технологий, как искусственный интеллект, распределенная бухгалтерская книга, расширенная аналитика и Интернет вещей, среди прочего, для оцифровки и автоматизации на сквозной основе различных процессов, связанных с торговым финансированием, включая выбор продукта, ввод данных, управление рабочим процессом, проверку документов, проверку соответствия и разрешительные процедуры после осуществления транзакции.
Отсутствие функциональной совместимости правовых основ цифровых документов в разных юрисдикциях, -также еще одна важная задача. Неопределенности относительно действительности электронных документов, связанных с обеспечением или права собственности в разных юрисдикциях, приводит к тому, что по-прежнему приходится полагаться на бумажные документы, включая цифровые документы, повторно преобразованные обратно в бумажные документы, обработанные вручную после пересечение границ.
В каждой стране появляются различные проекты цифровизации, каждый из которых работает по своими собственным правилам, используя собственные практики и локальных участников.
Но сегодня критически важно чтобы такие платформы стали совместимыми. Это поможет избежать распространения «цифровых крепостей», которые повлекут за собой новые расходы, новые барьеры и новые риски. Внедрение интероперабельной цифровизации финансирования торговли потребует устранения ключевых политических и технических барьеров, особенно непоследовательных и нечетких правовых режимов цифровых документов и отсутствия стандартов для документов в разных юрисдикциях.
Сквозная цифровизация торгового финансирования особенно важна для микро-, малых и средних компаний (ММСП), чье участие в глобальных цепочках поставок важно для них, чтобы увеличить свою прибыльность и способствовать экономической интеграции региона. Большинство ММСП по-прежнему зависят от традиционного бумажного документооборота в торговле, что значительно повышает для них и так высокие эксплуатационные расходы и увеличивает время, необходимое для обработки документов. Так же это усложняет своевременный доступ к оборотному капиталу.
В своем отчете министрам финансов АТЭС за 2019 год Деловой Консультационный Совет (ДКС)АТЭС предложил странам создать пилотный проект для оцифровки определенных цепочек поставок между тремя или более заинтересованными странами. Этот пилотный проект поможет определить основные барьеры и конкретные области, где необходима реформа. Например, необходимо пересмотреть существующие механизмы для облегчения трансграничного использования цифровых документов и юридические правила распознавания цифровых подписей в документах о передаче цифрового титула, а также ряд иных стандартов.
В 2022 году был инициирован пилотный проект по подключению Национальной цифровой торговой платформы Таиланда (NDTP) к сингапурской Сетевой торговой платформе (NTP) и японской TradeWaltz. Мероприятия по проверке концепции были успешно реализованы в сентябре и октябре 2022 года.
Этот пилотный проект предусматривал внедрение стандартов для электронных коммерческих документов, электронного заказа на поставку, электронного счета-фактуры и электронного упаковочного листа. Это также включало и процесс проверки подлинности основных документов для финансирования банками.
Эта инициатива имеет в основе три элемента: (а) создание законов, правил и положений, касающихся торговых электронных документов и процессов, которые являются юридически эффективными и подлежащими исполнению; (b) согласование общих стандартов функциональной совместимости между отрасли промышленности и торговыми партнерами; и (c) сотрудничество между заинтересованными сторонами и торговыми партнеры.