Игра с “открытыми” картами.
Бизнесмены собираются на очередную Ассамблею деловых кругов.
Судя по всему, открывшаяся вчера III Ассамблея российских деловых кругов “Инвестиции в экономику России: практика и перспективы” , которая созвана Российской академией бизнеса и предпринимательства в администрации Президента РФ, станет своеобразным событием в истории отечественного постсоветского предпринимательства. Представители власти и бизнеса взаимно “открывают карты”.
Во всяком случае, Минэкономразвития планирует изложить свои взгляды на инвестиционную привлекательность тех или иных территорий и рассказать о политике государства в регионах: а это и анализ налогового бремени предприятий, человеческих, транспортных ресурсов и многое другое. Бизнесмены тоже обещают в долгу не оставаться. Поделятся не только прогнозами о конкурентоспособности ключевых российских секторов экономики, но и вынесут на суд участников стратегию своих предприятий. Аналитики уже считают, что сенсаций на этой Ассамблее будет много. Одной из них они называют намерение Российских железных дорог привлечь внимание государства и делового сообщества к проблеме привлечения инвестиций в отрасль.
Известно, что Российские железные дороги входят в состав крупнейших по протяженности и грузообороту. Для обеспечения их функционирования используются десятки тысяч единиц оборудования, локомотивов, вагонов. Известно также, что сегодня большая их часть работает на честном слове, моральная и физическая изношенность – критическая, достигает 80 процентов. Основная причина – ежегодный, начиная с 1992 года, дефицит средств, направляемых на финансирование восстановления основных фондов отрасли. Еще два года назад эксперты считали, что только для того , чтобы поддерживать дороги в рабочем состоянии, нужно в течение предстоящих пяти лет вложить в железные дороги как минимум 700 миллиардов рублей, а для обеспечения необходимых темпов развития – более 1000 миллиардов. Таких денег ни у железнодорожников, ни у государства не нашлось, а потому рост износа производственной базы продолжился. Что делать?
Вот уже два года в МПС рассматриваются различные механизмы привлечения частного капитала. Задача эта, прямо скажем, непростая. Ведь государство должно сохранить за собой полный контроль над инфраструктурой отрасли. Тем не менее эксперты считают, что даже при этом условии все-таки можно заинтересовать частный капитал. Для начала, скажем, в строительстве отдельных подъездных путей к месторождениям, портовым комплексам и новым производствам. А дальше по мере реализации структурной реформы планируется создать еще и условия для развития конкурентного рынка перевозчиков и обновления парка подвижного состава, эксплуатируемого на сети железных дорог России.
Выделение в конкурентный сегмент некоторых ремонтных и сервисных предприятий позволит ОАО «РЖД» уменьшить соответствующую потребность в капитальных вложениях на их развитие без ущерба полноте и качеству получаемой продукции и услуг. Доходы, полученные от реализации частным инвесторам пакетов акций этих предприятий, будут мобилизованы для реализации приоритетных для отрасли и государства инвестиционных проектов. ОАО «РЖД» как акционерная компания получит дополнительные правовые возможности по привлечению кредитных ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности, появится реальная возможность вовлечения дополнительных источников кредитования за счет выпуск корпоративных облигаций и займов. Формирование ОАО «РЖД» значительно расширит возможности по привлечению лизинговых схем кредитования для обновления технических средств. Уже в 2003 году планируется существенно повысить объемы лизинга подвижного состава. Железнодорожники полагают, что таким образом реформирование позволит существенно расширить объем привлечения инвестиционных ресурсов за счет использования общепринятых в рыночной экономике механизмов долгового и акционерного финансирования.
Однако всего этого может и не случиться, если государство не определится со своими механизмами поддержки отрасли. Какой она будет, скорее всего выяснится после Ассамблеи. Как стало известно корреспонденту «РГ», эксперты МПС намерены предложить Минэкономразвития несколько вариантов, среди которых не только традиционные формы – прямое бюджетное финансирование, возможность получать долгосрочное кредиты под гарантии государства, компенсация за счет средств бюджета части процентной ставки по кредитам и предоставление права гибкого тарифного регулирования в целях обеспечения приемлемой рентабельности. МПС видит важнейшую роль государства еще и формировании нормативной правовой базы для использования на железнодорожном транспорте различных форм государственно-частных партнерств.
Одной из целей объединения усилий участников Ассамблеи является выработка конкретных предложений и механизмов повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта и увеличения притока инвестиций до уровня 175-200 миллиардов рублей, так необходимых ежегодно для повышения эффективности работы и развития этой важнейшей отрасли экономики.
Ираида Семенова.
Российская газета, вторник, 3 декабря N 229 (3097)
|