АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР   РУС|ENG
 

Российский бизнес сбросил малиновый пиджак,
считает Ирина Горбулина, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства

- Ирина Вячеславовна, в конце ноября в Москве состоится Ассамблея российских деловых кругов. С какой целью она собирается?

- Для начала я кое-что поясню. Российская Академия бизнеса и предпринимательства - один из организаторов этой ассамблеи. Это молодая структура, организованная всего лишь в прошлом году. В принципе вся эта структура создана при участии "АСМО-пресс", которая появилась гораздо ранее - в 90-м году, и одной из основных целей этой организации была поддержка предпринимательства. Правда, в 1992-1993 годах все это было немного непривычно, вызывало разную реакцию. Тем не менее, мы этой программой занимались и продолжаем заниматься. В нее входит, в частности, огромная издательская деятельность, поскольку на протяжении нескольких лет мы занимались выпуском большого количества каталогов по бизнесу ("Элита бизнеса России", "Элита бизнеса Москвы", "Нефть и газ", "Природные ресурсы"). Но основная часть программы – это учреждение национальной премии в области бизнеса, которая была официально учреждена в 1995 году, но вручается с 1995 года. По тем временам вручение подобной премии на широкой публике воспринималось неоднозначно, потому что было очевидно негативное отношение к любому предпринимателю вообще. После же дефолта в 1998 году ситуация резко изменилась, и предприниматели решили достаточно громко о себе заявить. Поэтому церемонии присуждения премий стали носить более широкий характер. V Юбилейная церемония будет проходить 23 ноября в Большом театре. Что касается Ассамблеи, то ее задачи сформулированы в названии - "Формирование благоприятного делового климата – основа экономического процветания России".

- Не секрет, бывает так, что за определенные спонсорские взносы премии просто можно и купить.

- Во-первых, у нас действует такая система отбора, что повлиять на результат практически невозможно. (Кстати, пальма первенства присуждения премий в области бизнеса принадлежит нам). Мы в течение нескольких лет строили барьеры и если чувствовали, что на результат хоть как-то можно повлиять, мы ставили еще один барьер. В любом случае, последний барьер - большое жюри средств массовой информации. А изначально идея была такова, что из своей аналитической службы, мы брали огромное количество рейтингов, подключали сюда членов президиума нашего экспертного совета, и они отбирали "горячую" десятку по разным номинациям: Гран-при, меценат, инновация и пр. Далее экспертный совет определял тройку, но здесь уже подключалось большое жюри от СМИ - они тоже ставят свои оценки. В конечном итоге все эти подсчеты направляются в коллегию российских адвокатов. Они все подсчитывают и уже потом сообщают нам результат. В принципе, как вы сами видите, повлиять на присуждение наших премий практически невозможно.

- Но ведь Академия присуждает премии и от других организаций? И как возникла сама идея учреждения бизнес-академии?

Эти премии носят чисто локальный характер, т.е. по представлению нашего регионального отделения мы можем наградить в регионе предпринимателя различными отличительными и почетными знаками, но Гран-при в таких случаях не присуждается. Здесь опять же присутствует некое основание - наши территориальные отделения. Все годы существования Издательский дом "АСМО-пресс" мы проводили множество конгрессов, семинаров, присуждали национальные премии, издавали книги, т.е. была база для выдвижения людей. Плюс в конце прошлого года мы пришли к выводу, что раз кинопремию вручает киноакадемия, интернет-премии – интернет-академия, то почему бы нам по аналогии не создать бизнес-академию. Между тем, когда в прошлом году мы вплотную занялись созданием академии, оказалось, что существует потребность не только в присуждении премий, но также необходимо и нечто иное. Мы вынуждены были в течение двух месяцев пересмотреть все наши планы, созвать в Москве съезд и создать всероссийскую организацию с региональными отделениями. Так вместе с основной идеей национальной премии у нас появился проект государственной программы поддержки бизнеса и предпринимательства, и на ассамблее основной задачей станет именно его утверждение. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность генеральному спонсору ассамблеи и церемонии – Корпорации "Социальная инициатива и компания".

Чем ваша академия отличается от всех остальных бизнес-объединений? Например, РСПП, "Деловой России"…

Это прежде всего политические партии и движения. Мы же, как журналисты, изначально занимались сферой идеологии, политическое лоббирование - не наше дело. Ниша Академии бизнеса и предпринимательства прописана четко. Это именно идеологическая поддержка бизнеса (в ней уже находимся 11 лет). Дело в том, что в России общество не приемлет предпринимателей по одной просто причине: 70 лет советской власти уничтожили горячее желание поддерживать класс предпринимателей, поэтому необходимо было сформировать положительный образ бизнеса в глазах российского населения.

- Помните, некоторое время назад на высшем уровне даже обсуждался вопрос пиара российского бизнеса на американском телевидении. Как вы думаете, можно изменить представление о нашей стране, о русском бизнесе за рубежом и даже внутри страны? Ведь это очень важно?

- Мы озабочены этим все последние годы. Абсолютно четко ясно, что здесь есть чисто исторические закономерности и нельзя поменять психологию человека за один год. Обнищание множества людей вызвало неприятие бизнесменов. Второе – это сам бизнес. Вы помните малиновые пиджаки и прочие атрибуты на улицах. Это просто детская болезнь, которую надо было пережить. Сейчас ситуация меняется, потому что подрастает новое поколение, приходят абсолютно другие люди с другими мыслями и поведением. Меняется и сам бизнес. У меня есть один знакомый, владелец турфирмы, который рассказывал, как иностранцы удивлялись изменениям в поведении наших соотечественников, особенно после 1998 года. Мне кажется, для каждого этапа необходима своя собственная программа развития. Что мы, например, могли сделать в 1993 году? Мы выпускали книги, проводили международные конгрессы за рубежом, куда приглашали наших предпринимателей, говорили: вот, смотрите, существуют инвестиционные программы, нас не надо бояться. На том этапе старались достучаться и до средств массовой информации, но нам ставили очень жесткое условие - плати деньги, мы напишем. У журналистов не было чувства патриотизма, как на Западе. Но постепенно ситуация меняется, все приходят к пониманию, что мы в одной лодке, выпрыгнуть из нее на ходу без ущерба для себя никому не удастся.

Сейчас у нас новый этап развития. Первый раз делаем попытку послушать не только предпринимателей, но еще и средства массовой информации, деятелей культуры и пр. И если посмотреть на состав членов президиума, то вы увидите, что в него входят и Олег Табаков, и Марк Захаров, и Андрей Капица и другие представители науки и культуры. Найти между всеми членами общества общий язык плюс наладить диалог со СМИ – это и есть наша программа на сегодняшний день.

- А какова роль президента и правительства в формировании положительного образа российского бизнеса на Западе?

Если исходить из тех программ, которые мы имели возможность посмотреть, то это в первую очередь государственная поддержка. К сожалению, без господдержки на сегодняшний день нам ничего не удастся.

Один российский губернатор мне недавно жаловался, что к ним в область приехала представительная финская делегация. Разговор с ее руководителем шел по самому широкому спектру вопросов, но через каждые пять минут он напоминал: "А вы купите у меня…" Это я к вопросу о защите интересов отечественного бизнеса…

Такой цивилизованный лоббизм должен войти в плоть и кровь наших политиков и государственных мужей. Российский президент в последнее время постоянно берет с собой представительную делегацию предпринимателей. Не уступает ему и премьер. Так что, как говорится, процесс пошел. Теперь главное не свернуть с этой дороги.

Подготовили Каха КАХИАНИ, Роман РОМИШЕВСКИЙ

"Век" № 41 19-25 октября 2001 г.

"Олимпиец"

"Президент РСПП Аркадий Вольский стал лауреатом российской национальной премии "Бизнес-Олимп". Премию ежегодно присуждает Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства. Вручение должно состояться в пятницу, 23 ноября, в Большом театре".

Николай Александров

"Век" № 46, 23 ноября 2001 г.

Деловой праздник в Большом
Национальные премии "Бизнес-Олимп" вручены самым достойным

23 ноября в Большом театре состоялась V Юбилейная торжественная церемония награждения лауреатов Российской национальной премии в области бизнеса и предпринимательства "Бизнес-Олимп" за 2001 год.

Эта премия вручается с 1995 года. За прошедшие годы ее получили сотни предприятий и бизнесменов, которых сегодня называют деловой элитой страны. "Бизнес-Олимп" признан символом высокой профессиональной репутации предпринимателей и играет значительную роль в развитии бизнеса каждого из лауреатов.

Гран-при "Бизнес-Олимп", который присуждается персонально предпринимателю за выдающийся личный вклад в развитие отечественного бизнеса и предпринимательства, в этом году вручен Вагиту Алекперову, президенту и председателю совета директоров "ЛУКОЙЛ", а также президенту НК "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому и президенту НК "Сургутнефтегаз" Владимиру Богданову. Гран-при "Дарин", присуждаемый персонально общественному или политическому деятелю, государственному чиновнику или деятелю искусства и культуры, внесшему выдающийся вклад в дело развития и популяризации предпринимательской деятельности в России, получили мэр Москвы Юрий Лужков, министр экономического развития и торговли Герман Греф, губернатор Новгородской области Михаил Прусак..

Премии присуждались еще в 8 номинациях, и в каждой было два-три награжденных. Лучшую бизнес-репутацию заработал в этом году Дмитрий Зимин, президент компании "Вымпелком". Пропагандой и развитием предпринимательской деятельности отличился Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Национальной торговой маркой, получившей широкое признание потребителей, стал "Кристалл", премию получил Московский завод "Кристалл". Патриархом бизнеса назван Аркадий Вольский, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Самые социально защищенные сотрудники, как выяснилось, работают на Новолипецком металлургическом комбинате.

Лучшей бизнес-школой этого года стал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, а за умение выживать и при этом эффективно работать награждено малое предприятие ЗАО "Инновационный центр новых технологий", Меценатом года стал "Альфа-банк". Кроме того, на празднике были вручены специальные награды и премии.

Предпринимателей, достойных "Бизнес-Олимп" отбирал Экспертный совет Российской академии бизнеса и предпринимательства, 45 региональных отделений академии, а также Президиум академии и Большое жюри СМИ. Голоса подсчитала Коллегия российских адвокатов. Кандидаты в лауреаты отбирались по методикам, включающим лучший зарубежный и отечественный опыт проведения мониторингов и рейтинговых исследований.

Каждый из лауреатов премии "Бизнес-Олимп" получил специальный приз. Это пасхальное яйцо, выполненное из серебра и натурального камня в стиле Фаберже. Вручение премий предпринимателям, достойным "Бизнес-Олимпа", стало торжественным и красивым зрелищем. Оно было отмечено концертом звезд Большого театра.

Ирина ГЕОРГИЕВА,
информационная поддержка - еженедельник "Век"

"Век" № 47, 30 ноября-6 декабря 2001 г.