| ||||||||||
Доклад Матвеевой В.С.,генерального директора Городского центра корпоративного обслуживания
В Санкт-Петербурге 55,1% населения – это женщины. Причем, ежегодно возраст петербурженок увеличивается: каждая третья женщина нашего города находится в пенсионном возрасте. Среди экономически активного населения также более 51% составляют женщины. Женщины в Санкт-Петербурге, как и в других городах России, занимаются кухней, детьми, ходят в церковь, но понимание того, что вместе выжить легче в сегодняшнем тяжелом времени привело к тому, что в городе работают более 200 женских организаций. Много это или мало для женского населения в 2,5 миллиона? Вряд ли нужно оценивать этот показатель именно с позиций много или мало. Скорее предмет их деятельности говорит больше о существующем положении. Почти три четверти женских организаций – профессиональные. И только 4% - социально- политические. Не думаю, что нужно обсуждать вопросы приоритетов – это очевидно. Мы живем в обществе, в котором формально законодательство не содержит норм, напрямую ограничивающих права женщин или мужчин. Однако и реализовать на равных предоставленные мужчинам и женщинам права невозможно. Гендерное неравенство сегодня ярко выражено цифрами - данными комитетов по статистике, и Санкт-Петербург не является исключением. Среднестатистический мужчина, проживающий в Санкт-Петербурге, получает номинально начисленную зарплату на 34% больше, чем женщина. Кроме того, женщины в нашем городе в большей мере подвергаются сокращению на предприятиях, им труднее устроиться на работу. Среди безработных (только зарегистрированных) женщины составляют 75%, более 80% из них - это женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители, женщины предпенсионного возраста. В числе работников, замещающих государственные должности, около 76% - женщины, но среди руководителей их только 18%, по муниципальным должностям примерно 67%.
Выводы из данных Петербургкомстата известны и правительству города, и женским организациям, и каждой женщине, которая ежедневно сталкивается с гендерным неравенством и несправедливостью. Более того, эти выводы положены в основу работы сектора гендерной политики Правительства Санкт-Петербурга (в структуре Комитета по труду и социальной защите населения). Созданный еще в июне 2004 года Координационный Совет по реализации политики гендерного равноправия обеспечивает согласованные действия органов государственной власти и общественных организаций Санкт-Петербурга в области реализации политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах общества. Кстати, возглавляет Совет женщина – вице-губернатор Косткина Л.А. Сформированная Программа политики гендерного равноправия имеет 5 приоритетных направлений, способствующих преодолению дискриминационных факторов, причем одна из них – это поддержка женских организаций и обеспечение доступа женщин – общественных лидеров в региональные ресурсные структуры, в рамках которой формируются международная политика и программы, связанные с положением женщин. В настоящее время Комиссией по социальным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга разработан (при участии женских организаций) и представлен на обсуждение членам Координационного Совета проект закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении государственных гарантий гендерного равноправия». Но пока еще при отсутствии такого закона мы имеем контроль на местах за осуществлением конституционных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин – их выполняют отделы социальной защиты населения районных администраций. Подготовка женщин к участию в политической и государственной деятельности и управлении, подготовка женщин-лидеров к роли руководителей – предмет совместной деятельности женских социально–политических организаций и органов исполнительной власти: семинары, тренинги, круглые столы: «Женщины в политике – петербургский стиль», «Развитие лидерских качеств у женщин», «Гендерные отношения и их учет в системе государственного управления» и другое. В октябре 2005 года в Санкт-Петербурге приступили к реализации проекта по созданию электронного ресурса: «Гендерный Петербург: информация и тенденции». Его осуществление поможет повышению уровня информированности, формированию общественного мнения по данной проблематике, созданию условий для реального осуществления политики реального гендерного равенства. Я могу продолжать перечень интересных фактов, свидетельствующих о том, что вопросы гендерного равенства не просто обсуждаются, а предпринимаются меры для того, чтобы эта проблема перестала быть проблемой. Реальная жизнь в цифрах и фактах подтверждает положительные изменения. Я хочу подчеркнуть особенность Санкт-Петербурга – с женским движением считаются, общаются, учитывают мнение, принимают его к реализации. Почему? Может быть, потому, что у нас губернатор – женщина? Выбирайте на руководящие посты женщин, объединяйтесь в более крупные женские организации – и тогда, может быть, мы все вместе достигнем более ощутимых результатов. Давайте вдумаемся: 65% избирателей – это женщины, и это мы избираем мужчин: 4% женщин – в нижней палате и всего 3 женщины в Совете Федерации. Конечно, многое зависит от избирателей, но, безусловно, и то, что государству, которое стремится работать в правовом поле, необходим соответствующий Закон. 8 лет «ходит» закон о равноправии из Думы в Думу, но ни один ее состав так и не принял этот закон. Не будем заглядывать далеко за границы нашего государства – посмотрим, что исходит с нашей питерской земли. В 2005 году Межпарламентской ассамблеей СНГ принят Закон (модельный) о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин, 4 закона о правах детей, действует постоянная комиссия МПА по правам человека (в которой, кстати, лишь 1/3 часть - женщины). Сегодня женщины Таджикистана и Киргизии имеют реальную, законодательно закрепленную возможность занимать 40% рабочих мест в руководящих органах высших эшелонов власти. Мы уже неоднократно говорили о необходимости законодательного закрепления квотирования женского участия в органах власти. Но ведь, наверное, это нужно произносить в нужное время и в нужном месте? Сегодня есть основания считать, что это так. И пришло время действовать. Невозможно государству с претензией на демократическое отмахиваться или не учитывать мнение 65% избирателей. Первым шагом может стать создание консультативного женского органа при Президенте РФ. Лидером, объединяющим началом в этой работе может стать Академия Бизнеса и Предпринимательства. Женщины, которых объединила Академия, уже сегодня могут подать свои предложения, каким они видят этот орган, как сделать так, чтобы он не превратился в очередной бездействующий формальный Совет, а дал возможность осуществлять экспертную оценку законодательных актов, постановлений правительства, министерств, ведомств на соответствие международным нормам гендерного равноправия. Может быть, организовать этот орган как женскую парламентскую ассамблею, которая доведет все-таки Закон о равноправии до принятия и реализации. Поскольку в Совете Федерации представительствуют всего 3 женщины, дать возможность территориям РФ иметь в такой женской ассамблее своих представителей, которые и будут работать совместно с законодательными и исполнительными органами власти. Реальная жизнь, анализ статистики просто кричит о необходимости активных действий, объединении с такой мощной и профессиональной силой как женщины-лидеры, предприниматели, ученые, политики, общественные деятели. И надеюсь, что настал такой момент, когда мы реально сможем оказывать свое влияние, а гендерное равноправие станет не проблемой, а реальной действительностью. |
||||||||||