Выступление Ирины Вячеславовны Горбулиной
Президента Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства
Теме нашей сегодняшней конференции "Корпоративное управление: актуальные задачи
и практические решения" мы придаем особое значение. Связано
это с тем, что Российская Академия бизнеса активно работает
в Российских регионах - мы имеем 49 региональных организаций.
И, прежде всего это представители среднего и крупного бизнеса.
Таким образом, мы неплохо информированы о том, чем живет и
дышит наш региональный бизнес.
А теперь немного истории.
В начале июня этого года Национальный совет по корпоративному
управлению провел знаковое, на наш взгляд, мероприятие - первую
Международную конференцию "Корпоративное управление и экономический
рост в России".
Конференция прошла на самом высоком уровне. Среди докладчиков
были высшие государственные деятели, руководители крупнейших
иностранных и российских бизнес структур.
Главный вывод был предопределен: экономический рост в России
невозможен без совершенствования корпоративного управления.
Но конференция выявила и еще одну проблему. Региональный
бизнес очень слабо отреагировал на заявленную тему. Естественно,
у ряда наших коллег возникли опасения, что регионам эта тема
неинтересна в принципе, что они еще, так сказать, "не доросли"
до ее понимания. Это оказалось не совсем так. И тому подтверждением
служит эта аудитория. Сегодня в зале руководители предприятий
из 32-х регионов России. Более того, скоро мы услышим выступления
представителей региональных бизнес-структур. Они расскажут
нам о своем весьма успешном опыте внедрения принципов корпоративного
управления. Это и банк "Центр-Инвест" (Ростов-на-Дону), "Уралсвязьинформ"
(Екатеринбург), "Сафоновский электромашиностроительный завод"
(Смоленская область) и др.
Хотя, конечно, проблема существует. Если крупнейшие наши
корпорации, совершенствуя собственный бизнес, выходя на международный
уровень, используя свои, достаточно большие резервы - финансовые,
людские, давно работают в этом направлении и достигли здесь
немалых успехов, то региональный бизнес еще не совсем осознал,
что без внедрения принципов и норм корпоративного управления,
он неконкурентоспособен.
Нам предстоит большая и серьезная работа. Прежде всего, в
Российских регионах. Потому что именно они остро нуждаются
в притоке иностранного капитала, и именно они не всегда достаточно
подготовлены к правильной работе с иностранным инвестором.
А корпоративное управление - важный инвестиционный критерий.
Российская Академия бизнеса постоянно сталкивается с такой
практикой. К нам приезжает руководитель крупного регионального
предприятия и просит помощи в поисках инвестора. При этом
он передает нам свой буклет и считает, что этого достаточно
для дальнейшей работы.
Недавно я встречалась с руководителем Итальянско-Российской
торговой палаты господином Коссу. Он поделился собственным
многолетним опытом. Множество российских предприятий даже
приблизительно не представляют себе, что надо делать для поиска
инвесторов, для работы с ними. Более того, они ждут активных
действий со стороны иностранцев, полагая, что и подготовку
необходимых документов, и оценку бизнеса должен делать потенциальный
инвестор, причем за свой счет.
Именно в силу своей финансовой непрозрачности, неэффективного
менеджмента, отсутствия необходимого контроля многие региональные
компании лишены возможности привлекать капитал инвесторов.
Сегодня Россия занимает 64-е место в мире по конкурентоспособности
и 73 - е по бизнес-этике.
В мае этого года проходил Российско-Американский саммит.
Его организовал Комитет 20. Это структура, объединяющая женщин
- лидеров бизнеса. Нашими гостями были предпринимательницы
США - члены комитета 200. И среди них руководитель инвестиционного
фонда США-Россия "Делта-капитал" Патриция Клэрити. Фонд активно
инвестирует в Россию. Но не в Российские регионы. Когда в
своем выступлении я посетовала на это, Клэрити подошла ко
мне и сказала - да, ты права. Но для нас Российские регионы
- не прозрачны. Мы не знаем, как работать с ними.
Действительно, инвестора можно понять. Корпоративное управление
- важнейший инвестиционный критерий. Вот данные недавнего
исследования: 63% опрошенных инвестора отказываются вкладывать
средства в компанию, где нет корпоративного управления. В
России инвесторы готовы доплачивать до 39% от стоимости компании
за улучшение в ней корпоративного управления. Такой высокий
процент обусловлен высоким уровнем риска.
И еще один любопытный факт. Компания "Бейкер и МакКензи"
("Baker & MacKenzie") опрашивала инвесторов и выяснила, что
в России финансовые показатели являются менее важными, чем
корпоративное управление.
Я сознательно остановилась более подробно лишь на одном аспекте
актуальности и необходимости корпоративного управления. Сегодня
у нас много замечательных докладчиков, и мы с вами будем говорить
и о законодательно-правовом регулировании, и о взаимоотношениях
наемного менеджмента и собственников, и о защите прав миноритарных
акционеров и о многом другом. Тема конференции весьма многогранна.
Но я акцентировала внимание на инвестициях, так как для многих
региональных компаний это главный стимул серьезно взяться
за внедрение на предприятии принципов корпоративного управления.
В чем мы видим миссию Академии в данном направлении? Прежде
всего - просвещение, информирование.
Здесь представляется две составляющие. Первое, - работа с
западным бизнесом, с целью противодействовать восприятию российского
бизнеса как неэффективного, далекого от мировых достижений
в сфере корпоративного управления. Здесь активно работают
и Национальный совет по корпоративному управлению, и Ассоциация
российских менеджеров, и аналитический центр журнала "Эксперт"
и другие наши коллеги. Единственное пожелание - может быть,
усилить работу Национального совета по корпоративному управлению
в качестве координирующего центра. И второе - направление
- активное продвижение принципов корпоративного управления
среди Российских предприятий, прежде всего региональных.
В брошюре о Национальном Совете по корпоративному управлению,
я прочитала высказывание Александра Шохина, Председателя Наблюдательного
Совета ИК "Ренессанс- Капитал". Он сказал "Я надеюсь, что
нам удастся преодолеть информационные барьеры. Работа по совершенствованию
новых стандартов корпоративного управления и поведения, по
внедрению их в повседневную практику должна охватить более
широкий круг российских предприятий".
Как говорил Филип Котлер - "Есть два вида компаний - те,
что меняются и те, что исчезают". Донести эту простую мысль
до максимально большого количества предприятий - вот достойная
цель и задача. Поэтому разрешите высказать надежду, что и
наша сегодняшняя конференция, и те конференции и семинары,
которые мы запланировали провести в регионах, существенно
помогут нам создать постоянно действующий механизм совершенствования
нашей деловой культуры, создадут необходимое информационное
поле, сделают наши предприятия более привлекательными для
инвесторов.
|