АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР   РУС|ENG
 

Краткое изложение выступления

Ирина Вячеславовна Горбулина —
Президент Международной ассоциации журналистов «АСМО-пресс»

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ГОРБУЛИНА

Тема сегодняшней Ассамблеи — «Благоприятный деловой климат России» — очень сложна, многогранна и связана со всем российским обществом, а не только с предпринимательской средой, важна для всех категорий, слоев населения. Поэтому мы постарались избежать одностороннего взгляда на проблему и пригласили сегодня к разговору не только предпринимателей, но и представителей средств массовой информации, науки, культуры, армии. Мы понимаем, что для решения комплексных, сложных задач надо выслушать и учесть все точки зрения. Посмотреть на проблему, да и на себя тоже, глазами всего российского общества. Сегодня я хочу затронуть только одну сторону поднимаемой проблемы — имидж российского бизнеса, его репутация на внешних и внутренних рынках, которая, на мой взгляд, имеет много составляющих.

Первое. Государственная поддержка. Нельзя полноценно сформировать имидж нашего бизнеса за рубежом и в России без прямого участия государства. За рубежом это аксиома. . В дореволюционной России это хорошо понимали. Вспомним усилия Петра I по развитию промышленности, огромные налоговые льготы и целую систему поощрений и наград для промышленников и купцов при Екатерине Великой. Николай II выделил колоссальные средства из казны на устройство павильонов России на II Парижской выставке. Всё это способствовало формированию особого самосознания русского предпринимательского сообщества, традиционно лояльного государству. Сегодня российское предпринимательство, как никогда, нуждается в помощи государства, в сильной, продуманной поддержке и политике. Но и государство должно понимать, что имидж бизнеса — это авторитет Российского государства. И здесь надо сделать немало. У России в деловом мире репутация, скажем прямо, неважная.

Второе. Средства массовой информации. Имидж формируется прежде всего под влиянием общественного мнения. Кто его формирует? Безусловно, средства массовой информации. СМИ вырабатывают стереотипы. СМИ мощно влияют на подсознание. СМИ формируют любую идеологию, их влияние может быть и разрушительным, и позитивным. От средств массовой информации напрямую зависит, каким предстанет предприниматель в глазах общества.

За телевизионный показ награждения «Бизнес-Олимпом» с нас потребовали огромные деньги — что, нет информационного повода? Награждение Алекперова, Даурского, Вольского, Балуева, неужели, это не информационный повод?

Третье. Другая сторона медали — социальная ответственность бизнеса. Критикуя средства массовой информации, мы в то же время должны понимать, что на зеркало нечего пенять, коли... Предприниматели начала 1990-х сделали всё возможное и невозможное, чтобы население страны попросту возненавидело наш передовой класс, а западные инвесторы шарахались от нас, как черт от ладана. Эти болезни роста нанесли сокрушительный удар по репутации отечественного предпринимателя, но сегодня мы лучше, чем наша репутация. Прошло десять лет. Ситуация меняется. К нам приходит осознание того, что не может быть рая в отдельно взятой квартире, если дом аварийный. Успех любой экономической реформы, любого дела начинается с духовных, нравственных основ. Всё больше компаний бизнесменов занимается меценатством и благотворительностью, которые традиционно считаются основным направлением социальной ответственности бизнеса, показателем его этической зрелости и должны стать осознанной линией поведения каждой российской компании. Пусть даже не всегда по велению патриотических, человеческих чувств, пусть даже в интересах собственного дела, в интересах собственной прибыли.

Четвертое. Репутация — категория экономическая. Это эффективное капиталовложение. В развитых странах при слиянии компаний в стоимость компании включается такая статья нематериальных активов, как репутация, которая может достигать 10—15 процентов общей стоимости активов. Иными словами, репутация имеет вполне материальное выражение. Рейтинги деловой репутации — уже привычное дело. Они важны для делового сообщества. Это некий «знак качества», «кредит доверия». Это положительно влияет и на массовое восприятие бизнеса в целом.И последнее. Есть призывы, есть лозунги, а есть абсолютно конкретные программы действий. Здесь собрались в основном предприниматели, которые знают, что любая идея начинается с конкретного бизнес-плана, с серьезных разработок, с сильных менеджеров. Что такое пропаганда бизнеса? Это такая же идея, это такая же пиаровская акция.

Мы много говорим о национальной идее. Так часто говорим, что заболтали ее. Мне кажется, ничего не надо придумывать, у нас есть с вами одна национальная идея — Великая Россия. Но Россию кто-то должен сделать Великой. Кто? Предпринимательство, по сути своей, есть самый активный класс общества.

Мы — основа сильного государства. Мы можем взять на себя эту миссию. Именно это наше убеждение мы должны донести до каждого россиянина. Только так мы можем сформировать имидж России как великой державы с мощными экономическими ресурсами.