Перейти к содержанию

Комитет по совершенствованию финансовых инструментов

Комитет по совершенствованию финансовых инструментов для среднего и малого бизнеса— структурное подразделение РАБиП, созданное силами профессиональных участников и членами Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства для развития и расширения возможностей российских представителей среднего и малого бизнеса в сфере привлечения финансирования и международных инвестиций, действующее на основе Устава РАБиП и настоящего Положения о Комитете.

Председатель комитета: генеральный директор ООО «ТД»Техноспас НН» Лилия Стадник, доктор транспорта,член Европейского клуба менеджеров,Лауреат премий «Европейский стандарт», «Эталон качества».

Заместитель председателя: генеральный директор НП «ИВМ Консалтинг Групп» Виктор Солнцев.

Заместитель председателя: директор ООО «Максима»,член совета ООО «РегионИнвестБанк» Наталья Цицилина.

  • Состав:
    • Председатель Комитета (1 чел.).
    • Заместитель председателя Комитета (2 чел.).
    • Экспертно-аналитический совет по вопросам привлечения финансирования и международной инвестиционной деятельности (3 чел.).
  • Основные цели:
    • Увеличение спектра доступных финансовых инструментов для предприятий малого и среднего бизнеса;
    • Информирование участников рынка о современных финансовых инструментах и методах их использования;
    • Содействие распространению в России международных стандартов финансовой отчетности;
    • Содействие интеграции российского малого и среднего бизнеса в мировую экономику;
    • Создание бренда России как мирового финансового и инвестиционного центра через развитие и расширение возможностей среднего и малого бизнеса;
    • Преодоление спекулятивно-ресурсной модели экономики России на основе скоординированного развития компаний малого и среднего бизнеса.
  • Основные направления деятельности:
    • Изучение состояния и тенденций развития финансовых инструментов и международной инвестиционной сферы для малого и среднего бизнеса;
    • Организация и проведение семинаров, круглых столов и иных форумов с участием представителей бизнеса и органов власти, посвященных развитию и внедрению современных финансовых и инвестиционных инструментов;
    • Информационное обеспечение представителей среднего и малого бизнеса и органов исполнительной власти по вопросам тенденций и направлений развития данной сферы в мире и РФ;
    • Активное участие в мероприятиях, посвященных развитию финансово-инвестиционной сферы бизнеса в РФ, деятельности зарубежных компаний и фондов, совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти;
    • Изучение и выявление недостатков, тормозящих развитие финансово-инвестиционной деятельности в России и на международном уровне, разработка и представление рекомендаций по их устранению в структуры федеральной и региональной власти;
    • Продвижение российских компаний на международный финансовый рынок;
    • Привлечение инвестиций для развития среднего и малого бизнеса России;
    • Помощь в организации оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов с целью придания им статуса приоритетных;
    • Установление контактов с международными банками, фондами и другими деловыми партнерами;
    • Адаптация и продвижение в России международных норм этики бизнеса и международных стандартов ведения бизнеса;
    • Мониторинг нормативного регулирования финансовых и инвестиционных процессов в российском и международном праве;
    • Участие в оформлении совместных проектов и в подготовке финансовых менеджеров на современном международном уровне;
    • Участие в совершенствовании законотворчества в интересах бизнеса и инвесторов;
    • Инициирование и участие в разработке региональных программ инвестиционного развития в части конкретных проектов, связанных с вложениями в инфраструктуру и основной капитал, инновационных проектов;
    • Разработка рекомендаций по структуре и процессу реализации проектов , формирования эффективных механизмов управления на уровне регионов;
    • Консолидация усилий органов законодательной, исполнительной власти всех уровней и представителей бизнеса по реализации региональных инвестиционных программ;
    • Осуществление мониторинга и оценки реализуемых в России и за рубежом инвестиционных проектов среднего и малого бизнеса.

Совершенствование финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса

Существует устоявшееся мнение экспертов, что нынешний мировой экономический кризис – это кризис спекулятивной модели экономики. Выстроенное из бумажных денег здание мировой экономики после накачки спекулятивными обещаниями загорелось. Как же стали бороться с этой ситуацией? Для спасения финансовой системы банки накачали деньгами. Страховые и ипотечные компании получили финансовую поддержку от государства. Недавно федеральная резервная система США приняла решение выпустить еще 600 миллиардов долларов на те же цели. И вот итог: на сегодняшний день модель экономики осталась прежняя – спекулятивная, а денег вложено предостаточно. Основной объем денежных средств достался крупнейшим банкам и компаниям. Малый и средний бизнес (МиСБ) выживает, как может.

Какова специфика кризиса в России? Какие сферы экономики развиваются, какие компании получили господдержку? По результатам прошедших двух лет становится понятно, что приоритетами при выделении государственной поддержки пользуется крупный бизнес банковского, страхового, сырьевого, строительного, агропромышленного секторов и торговля товарами. То есть поддержаны инфраструктурные отрасли, которые могли бы стать локомотивом роста экономики, если бы не их невысокая экономическая эффективность. Поддерживать производство получается невыгодно: слишком большие инвестиционные затраты на организацию, низкая эффективность, длительная окупаемость инвестиций. А долгосрочных кредитов на 5-7 лет в России просто так не выдают. Также важно отметить, что утеряна плановость системы: не известно будет ли востребован товар, изготовляемый на вновь построенных предприятиях, особенно при запланированном на 2011 год вступлении России в ВТО.

На сегодняшний момент видно, что государство обеспокоено ситуацией, когда около трети предприятий малого бизнеса в кризис просто закрылись. Декларированы с высоких трибун принципы инновационной и модернизационной экономики. Объявлены программы помощи малому и среднему бизнесу. Создан антикризисный проект поддержки государством МиСБ: «Программа содействию развитию малого предпринимательства (МП) и самозанятости безработных граждан».

Справочно

Основными донорами проекта выступают Минэкономразвития, ОАО «Российский Банк Развития» и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

  • Основные направления Программы:
    • Выдача грантов;
    • Образовательные программы;
    • Развитие МП в области инноваций и промышленного производства;
    • Поддержка муниципальных программ развития МП;
    • Развитие процессов бизнес-инкубирования;
    • Программы поддержки малых предприятий в условиях вступления России в ВТО;
    • Гарантийные фонды;
    • Развитие микрофинансирования;
    • Мероприятия по энергосбережению (обучение, субсидирование затрат и т.д.);
    • Развитие промышленных парков и технопарков;
    • Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

На все эти меры государство уже затратило свыше 10 млрд. рублей (в т.ч. 7,5 млрд. рублей выплачено безработным гражданам).

Государственная политика на федеральном уровне в условиях кризиса дала явный крен в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом сделан на финансовую поддержку небольших старт-апов с невысоким объемом инвестиций, что вызывает ряд вопросов. По сути, Программа носит характер содействия организации самозанятости безработных граждан (вынужденное предпринимательство). При этом приоритетом программы оказалась, в явном виде, социальная составляющая. Так, например, в зарубежных исследованиях (например, Shane,2009) на основе данных статистики развития стран видно, что стимулирование вовлечения новых людей в предпринимательскую деятельность в терминах общественного благосостояния имеет отрицательный финансовый результат.

Таким образом, подобная политика может быть названа перераспределительной, нежели направленной на экономический рост. Это связано с высокой смертностью старт-апов (в особенности, если эти предприятия – результат вынужденного вовлечения в предпринимательскую деятельность), их низкой способностью генерировать рабочие места и выпуск товаров и услуг.

Практика показывает, что из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. К такому выводу приводит анализ данных региональной статистики. Несмотря на существенный вклад программы, в регионах она не является значимым инструментом спасения сектора малого и среднего бизнеса. Ставится вопрос о качественных характеристиках таких предприятий.

Прошедшие кризисы в России 1990г., 1998г., 2008г. имеют общую особенность – резкое сокращение среднего класса, деградация экономических процессов и стагнация рынка. В кризисных (или пост-кризисных) условиях традиционные методы управления компанией не являются эффективными. С психологической точки зрения, руководители в данный период находятся в повышенной стрессовой активности. Без оказания поддержки со стороны государства и в условиях отсутствия возможности кредитования и инвестирования подобная ситуация приводит к закрытию предприятий. В итоге, государство теряет опытные кадры, утрачиваются специализации и технологии, а также промышленный потенциал.

Скорее всего, мы опять идём по пути известной песни «весь мир насилья мы разрушим до основания», а затем снова начнем строить новый мир. Но и для строительства этого мира также потребуется эффективное использование большого объема ресурсов, в том числе и финансовых. Понятно, что «не надо изобретать велосипед». Необходимо вкладывать деньги для создания новых предприятий, переобучения и создания инфраструктуры сегмента малого и среднего бизнеса.

Важную роль в сегменте МиСБ может сыграть национальная система общественной сертификации предприятий и публикуемый на регулярной основе рейтинг предприятий — аналог рейтингов инвестиционной привлекательности S&P и Moody’s, но для компаний МиСБ. В отличие от чисто финансовой природы международных рейтингов, мы предлагаем учитывать потенциал предприятия для региона, влияние на социальное благополучие населения, вклад в выполнение приоритетных программ регионального развития. Для региональных органов власти данный рейтинг будет являться основой для предоставления гарантий и субсидий, а для кредитных организаций – формальным основанием для предоставления финансирования, своего рода индексом инвестиционного потенциала.

Для отработки методологии общественной сертификации и принципов расчета рейтинга предприятий МиСБ мы предлагаем организовать работу экспертного сообщества на базе Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства в рамках Комитета по совершенствованию финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса.

  • Целью создания комитета по совершенствованию финансовых инструментов является содействие развитию предприятий МиСБ на основе следующих принципов:
    • Целенаправленность, целесообразность и востребованность вновь создаваемого производства товаров и услуг как на региональном уровне, так и на международном. Модернизация предприятий и аккумулирование оборотных средств для продвижения на рынок товаров собственного российского производства.
    • Работа с уже состоявшимся бизнесом, который имеет опыт, репутацию и компетенции в управлении предприятием. Привлечение грантов для модернизации и создания инновационных лабораторий в рамках действующих предприятий. Поддержка и финансирование развития и расширения действующего бизнеса.

Предлагаемая система сертификации и создаваемое рейтинговое агентство готово содействовать в привлечении финансовых ресурсов на международном и национальном уровне, оказать поддержку при выведении предприятий на IPO, что особенно важно при вступлении России в ВТО и привлечении международных инвестиций в конкретный регион. Имея целенаправленный характер развития предприятия, востребованность в производственных товарах и услугах, повышается вероятность привлечения инвестиций, возрастает роль профессионального бизнес-сообщества, активизируется участие административных органов в развитии региона на основе партнерства власти и бизнеса.